Пятница, 17.05.2024, 07:22
Кировмед - права пациента, суд с больницей
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Поиск
Полезные сайты
Статистика
Полезные сайты
 Каталог статей
Главная » Статьи » Права пациента Киров

Больной» вопрос: Гражданские правоотношения с медицинскими организациями
«Больной» вопрос: Гражданские правоотношения с медицинскими организациями[i]
Наверное, нет смысла приводить здесь какие-либо изрече­ния, пословицы и поговорки о ценности человеческой жизни и здоровья: они столь же широко известны, сколь многочис­ленны и неоспоримы. Тем больший шок оставляют публика­ции, подобные, например, недавнему триллеру о деятельно­сти Илизаровского центра травматологии и ортопедии в Кур­гане[ii]. Не предрешая вопроса о том, соответствуют ли сооб­щаемые в ней сведения действительности, обсудим другой — о юридических последствиях «медицинской помощи», привед­шей к ухудшению состояния здоровья пациента. Частью 1 ст. 41 Конституции РФ провозглашено, что «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицин­скую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывает­ся гражданам бесплатно за счёт средств соответствующе­го бюджета, страховых взносов, других поступлений». Бо­лее предметно данное положение раскрывается в ст. 17 Ос­нов законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года JY» 5487-I[iii]. В числе прочих факторов, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья, абз. 1 указанной статьи Основ называет «предоставление населе­нию доступной медико-социальной помощи», возможность требования которой описывается в ст. 20 Основ — «Право граждан на медико-социальную помощь». Таким образом, в число элементов гражданской правоспособности всякого гражданина РФ входит возможность обращения в специ­ализированную организацию (далее — «медицинская орга­низация») с требованием об оказании медико-социальной помощи с целью восстановления утраченного или повре­жденного здоровья. Абзацем 1 ст. 20 различается несколько видов медико-со­циальной помощи, а именно — (1) профилактическая, (2) ле­чебно-диагностическая, (3) реабилитационная, (4) протезно-ортопедическая, (5) зубопротезная помощь, а также (6) ме­ры социального характера по уходу за больными, нетру­доспособными и инвалидами. Медико-социальная помощь оказывается соответствующими специалистами в медицин­ских организациях государственной, муниципальной и част­ной систем здравоохранения, а также в организациях систе­мы социальной защиты населения при заболевании, утра­те трудоспособности и в иных случаях. Условия и объем оказания бесплатной медицинской помощи определяются в соответствии с программами государственных гарантий; дополнительные медицинские и иные услуги оказываются гражданам на основе программ добровольного медицинско­го страхования за счёт средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств самих граждан или иных законных источников. Согласно ст. 32 Основ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информи­рованное[iv] добровольное согласие гражданина, за исключе­ниями, прямо предусмотренными законом. За несовершен­нолетних, не достигших возраста 15-ти лет[v], а также за недееспособных граждан, согласие на медицинское вмеша­тельство дают их законные представители. Гражданин, об­ратившийся за медицинской помощью в конкретную меди­цинскую организацию, именуется пациентом и приобретает права, предусмотренные ст. 30 Основ. Кроме того, пациент (его законный представитель) имеет право во всякое вре­мя изменить свое решение и отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения (ст. 33 Основ), за исключением специально предусмотренных слу­чаев (см. ст. 34 Основ). При обращении за медицинской помощью в рамках про­граммы обязательного медицинского страхования гражда­нин имеет статус выгодоприобретателя по договору обяза­тельного медицинского страхования, заключенному меж­ду страховой организацией (страховщиком) и работодате­лем гражданина[vi] (страхователем). Данный вывод следу­ет из содержания норм ст. 4 и 6 Закона РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР»[vii]: в них гражданин называется застрахованным лицом, что, в принципе, тоже правильно, но является не самым глав ным в его статусе. Главное же состоит в том, что застрахо­ванный гражданин, обратившийся в медицинскую органи­зацию, вправе требовать от нее предоставления медицин­ских услуг, соответствующих по объему и качеству усло­виям страхового договора, причем, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса, т. е. имеет статус выгодоприобретателя. При обращении за медицин­ской помощью в рамках программы добровольного медицин­ского страхования гражданин имеет статус страхователя по данному договору и, следовательно, вправе потребовать оказания медицинских услуг в соответствии с условиями этого договора. Что означает пресловутое «право гражданина (бенефи­циара или страхователя) требовать предоставления (оказа­ния) медицинских услуг»? Судя по содержанию понятия ме­дико-социальной помощи и начала добровольности обраще­ния за ней, речь должна идти о праве гражданина требо­вать от медицинской организации заключения с ним до­говора об оказании медицинских услуг. Оказания медицин­ских услуг коммерческой медицинской организацией вправе требовать, руководствуясь положениями ст. 426 ГК любой гражданин, в том числе и не имеющий статуса страхователя или выгодоприобретателя. Основные положения, регламентирующие права и обя­занности по договору оказания медицинских услуг, содер­жатся в ст. 779-783 ГК — о возмездном оказании услуг. Сомнения может возбудить случай заключения договора об оказании медицинских услуг застрахованным граждани­ном: являются ли услуги, оказываемые по такому договору, возмездными? На наш взгляд, ответ на этот вопрос должен быть положительным, ибо медицинская организация полу­чает плату за оказанные ею услуги. Другое дело, что посту­пает эта плата не непосредственно от пациента, а от стра­ховой организации, но с точки зрения гражданского права это обстоятельство не имеет значения — кредитор (медицин­ская организация, оказавшая услуги) обязан, согласно п. 1 ст. 313 ГК, принять исполнение обязательства (по оплате услуг) как от должника (пациента), так и от третьего лица (страховой организации). Итак, договор возмездного оказания услуг. Имея в виду то, что заказчиком медицинских услуг является гражданин, назначением услуг — удовлетворение его личный потребности (в восстановлении здоровья), а также — предписание ст. 783 ГК, следует заключить, что к договору оказания возмездных медицинских услуг применяются правила о бытовом подря­де (ст. 730-739 ГК), затем (в части, не исключенной ими) — общие положения о подряде (ст. 702-729) и, наконец, в си­лу ст. 739 ГК, права заказчика из ненадлежащего оказания или неоказания услуг определяются нормами о правах по­купателя по договору розничной купли-продажи на случай передачи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503-505). Последнее обстоятельство позволяет заключить, что в части, не урегулированной ГК, права заказчика из ненадлежащего оказания или неоказания услуг определяются ещё и нормами ст. 1-17 и 27-39 Закона РФ «О защите прав потребителей», действующего в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ. Итак, мы установили природу отношений пациентов с ме­дицинскими организациями и очертили круг источников юри­дических норм, регулирующих эти отношения. Но прежде чем перейти к обсуждению их содержания, нужно предварительно выяснить ещё один вопрос. В большинстве случаев квалифи­кация услуг в качестве медицинских не возбуждает каких-либо сомнений. Но существуют и иные случаи; кстати, один из них описан в упомянутой выше статье об Илизаровском ортопедическом центре. Героиня описанных в ней злоключений не страдала ни­каким заболеванием, а обращение её в злополучный Центр было продиктовано желанием ... удлинить коротковатые, как ей казалось, ноги. К этой же серии следует причислить и услуги стоматологов по полной замене «родных» (хотя и здоровых) зубов искусственными, услуги косметических са лонов по «подтяжке» тела, пластические операции, вызван­ные желанием «облагородить» собственную внешность, на­несение татуировок, шрамов и т. п. Обобщенно говоря, сле­дует ли относить к числу медицинских услуги, оказываемые вне связи с заболеванием? Что является критерием отнесе­ния услуг к числу медицинских — цель их оказания • (по­правка здоровья), или содержание (направленное наруше­ние целостности или иное вмешательство в биологические процессы функционирования человеческого организма)? Буквальное толкование нормы абз. 1 ст. 1 Основ позво­ляет заключить, что таким критерием является цель. Ме­дицинскими являются услуги, направленные «...на сохра­нение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья». Но правильно ли ограничиться выясне­нием буквального смысла нормы? Ведь с этой точки зре­ния любое требование пациента о выходе за пределы мер, безусловно и минимально необходимых для поправки по­врежденного здоровья конкретного лица, уже не есть ме­дицинская услуга. Тем более не попадут в число медицин­ских услуги, самое обращение за которыми объясняется ис­ключительно прихотью пациента, как-то, желанием иметь длинные ноги, «римский» нос, безупречные зубы, «моло­дое» тело и т. п. Сказав, что эти услуги не являются ме­дицинскими, мы, значит, невольно допустим возможность их оказания лицами, не имеющими соответствующей ква­лификации, организациями, не имеющими лицензии и т. д., в общем, придем к ряду выводов, явно противоречащих на­мерению законодателя. Это свидетельствует о том, что бук­вальное толкование нормы Основ является неверным. Услу­ги становятся медицинскими не благодаря той цели, ради которой они оказываются, а в силу своего содержания. Теперь можно обсудить права пациента в случае ненадле­жащего оказания медицинских услуг. Существо отношений по оказанию медицинских услуг таково, что позволяет паци­енту воспользоваться любым из правомочий, перечисленных в п. 1 ст. 503 ГК, но в несколько измененном виде. Имен но: пациент, которому оказаны медицинские услуги ненад­лежащего качества, вправе по своему выбору потребовать: (1) оказания услуг надлежащего качества; (2) соразмерного уменьшения цены услуг; (3) незамедлительного безвозмезд­ного устранения недостатков услуг; (4) возмещения расходов на устранение недостатков услуг[viii]. Разумеется, конкретная ситуация может исключать применение тех или иных право­мочий. Аналогичным образом следует скорректировать нор­мы п. 2 и 3 обсуждаемой статьи, а также — ст. 504 Кодекса; ст. 505 корректировки не требует. Очевидно также, что по­скольку ГК не установил обратного, пациент вправе, наряду с предъявлением указанных требований, потребовать возме­щения всех убытков, причиненных нарушением договорных обязательств, если таковые не покрываются предъявленны­ми требованиями (ст. 15, 393 ГК). Правильность сделанных выводов подтверждается и ст. 29 Закона о защите прав потребителей. Прибавляет ли он ещё что-нибудь к сказанному? Да, прибавляет, и многое: — во-первых, исполнитель по договору возмездного ока­зания услуг отвечает за их ненадлежащее качество незави­симо от вины (п. 4 ст.-13, п. 4 ст. 29 Закона)[ix]; — во-вторых, он предусматривает права заказчика в случае нарушения исполнителем сроков оказания услуг (ст. 28, 30) и удовлетворения законных требований заказ­чика (ст. 31), в частности — право на взыскание неустойки в размере 3 % от цены услуг за каждую единицу времени просрочки их оказания (п.'5 ст. 28, ст. 30, п. 3 ст. 31); — в-третьих, устанавливает, что в договорных отно­шениях с потребителями всякие (законные и договорные) неустойки предполагаются штрафными, а не зачетными (п. 2 ст. 13); — в-четвертых, устанавливает, что неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают должника от испол­нения возложенных на него обязательств в натуре перед по­требителем (п. 3 ст. 13); — в-пятых, предоставляет суду право наложить на неис­правного исполнителя штраф за отказ от добровольного удовлетворения законных требований потребителя, взыски­ваемый в федеральный бюджет или в пользу общественного объединения потребителей (п. 6 ст. 13). — в-шестых, позволяет потребителю взыскать компен­сацию морального вреда, причиненного вследствие наруше­ния исполнителем прав, признанных за ним, как потреби­телем правовыми актами РФ, правда —лишь при наличии вины причинителя (ст. 15). Аналогичные нормы, сформулированные применитель­но к платным медицинским услугам, содержатся в Прави­лах предоставления платных медицинских услуг населе­нию медицинскими учреждениями, утвержденных Поста­новлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 2741. Кроме того, в них наличествует норма, которая по своим последствиям может оказать на медицинские организации гораздо более сильное воздействие, чем все нормы ГК и За­кона, вместе взятые. Именно: п. 20 постановляет, что за невыполнение Правил предоставления платных медицин­ских услуг населению медицинское учреждение в установ­ленном порядке может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг. Трансформируя предписания п. 1 ст. 503 ГК применитель­но к правам заказчика услуг мы сознательно опустили одну, содержащуюся в нем, оговорку. Теперь пришла пора вернуть­ся к ней. Дело в том, что покупатель вправе воспользоваться предоставленными ему п. 1 ст. 503 возможностями только в случае, если недостатки товара не были оговорены продав­цом. Должна ли применяться эта оговорка к отношениям по договору возмездного оказания услуг? На наш взгляд, нет, и вот почему. Говоря о розничной купле-продаже ГК имеет в ви­ду, прежде всего, товар, который к моменту заключения дого­вора уже существует в природе[x]. Наличие в нем недостат­ков составляет, следовательно, объективный, не зависящий от продавца, факт. Если в этом товаре имеются недостатки, то максимум, что может сделать продавец для потребителя до заключения договора — это предупредить его о наличествую­щих недостатках. Результаты же работ (услуг) до заключения договора об их выполнении (оказании) ещё не существуют и появятся не ранее, чем в процессе исполнения обязательств. А этот процесс всецело зависит от исполнителя. Позволять ему оговаривать до или при заключении договора определённые недостатки услуг — это значит допустить возможность заклю­чения договоров, предполагающих ... нарушение предусмот­ренных ими обязательств. Вряд ли это правильно, а значит оговорки исполнителя о неизбежных или возможных недо­статках услуг (ноги могут не удлиниться, удаление аппен­дикса может и не пресечь развития перитонита, удаление зу­ба может и не устранить боли и т. п.) освобождать его от ответственности за нарушение обязательств не должны. От ненадлежащего оказания медицинских услуг нужно отличать причинение пациенту вреда в результате их ока­зания. Первое — нарушение договорного обязательства; вто­рое — повреждение здоровья — нематериального, охраняемого гражданским правом, блага (п. 1 ст. 150 ГК). Оказание услуг в данном случае лишь сопутствовало причинению такого вре­да, увеличивало риск (вероятность) такового, было средством его причинения. Чтобы различие было более понятным, рассмотрим та­кое сравнение. Два гражданина купили по телевизору. Че­рез некоторое время после начала эксплуатации телевизор первого сломался (пропало изображение), а второго —взо­рвался (в результате взрыва возник пожар, которым бы­ло уничтожено некоторое другое имущество потерпевше­го). В первом случае речь может вестись только о при­менении норм ст. 503-505 ГК; во втором — также ещё и ст. 1095-1098 ГК. Недостатки товара обусловили причине­ние имущественного вреда. В интересующей нас сфере пример мог бы быть следую­щим. Если медицинское вмешательство (операция по удли­нению ног, удалению воспалившегося аппендикса, лечение зуба и т. п.) не привело к ожидаемому результату (дли­на ног осталась прежней, аппендикс остался не удаленным, зуб продолжает болеть и т. д.), однако, никакого иного вреда не принесло — это было бы ненадлежащим оказанием услуг (ст. 503ЧЮ5 ГК). Но если в результате состояние здоровья пациента, сравнительно с тем, которое было у него до меди­цинского вмешательства, ухудшилось (возник остеомиелит, перитонит, оказался поврежденным нерв и т. п.) — это уже будет причинением пациенту вреда вне рамок договорных отношений (ст. 1095-1098 ГК; ст. 7 и 14 Закона о защите прав потребителей)[xi]. Такой вред возмещается исполните­лем в полном объеме и независимо от своей вины в ненад­лежащем оказании услуг (ст. 1095 ГК; п. 1 ст. 14 Закона о защите прав потребителей). Это значит, что исполнитель может освободиться от ответственности лишь при возник­новении вреда вследствие непреодолимой силы или наруше­ния потребителем установленных правил пользования ре­зультатами услуги (ст. 1098 ГК; п. 5 ст. 14 Закона). Кроме того, норма абз. 6 ч. 1 ст. 6 Закона о медицинском страховании позволяет пациентам, потерпевшим от ненад­лежащего оказания медицинских услуг в рамках программ обязательного или добровольного медицинского страхова­ния, требовать возмещения понесенного ущерба не только с медицинской организации, оказавшего услуги, но и со стра­хователя, а также со страховой организации, причем, неза­висимо от того, предусмотрено это или нет в договоре меди­цинского страхования. Правда, это право ограничено лишь размером виновно причиненного ущерба. Пациенту, предъявляющему иск о возмещении имуще­ственного вреда (ущерба), причиненного ненадлежащим ис­полнением (неисполнением) обязательства по оказанию меди­цинских услуг, а также иного вреда, причиненного в результа­те медицинского вмешательства, необходимо доказать: (1) са­мый факт оказания медицинских услуг; (2) наличие имуще­ственного вреда, выраженного в определённой денежной сум­ме и (3) причинную связь между деянием и вредом. Законо­дательство не ограничивает круг доказательств, допустимых по таким делам; следовательно, это могут быть любые доказа­тельства, — документы (результаты обследований, анализов, записи в истории болезни, медицинской карте, рентгеновские снимки, кардиограммы, снимки МРТ и др.), свидетельские показания, данные экспертизы[xii]. Вина организации (меди­цинской, страховой, а также — организации-страхователя) — как в нарушении договорного обязательства, так и в причи нении внедоговорного вреда — не доказывается, а предполага­ется (п. 2 ст. 401, п. 2 ст. 1064 ГК). Наличие обстоятельств, освобождающих исполнителя от ответственности, напро­тив, не является предметом презумпции, а должно быть до­казано, в соответствии с общими процессуальными правила­ми, т. е. той стороной, которая на них ссылается в обоснова­ние своих возражений (п. 1 ст. 56 ГПК РФ). Понятное дело, что такой стороной всегда будет исполнитель — медицинская организация. Именно организация, а не её конкретный работ­ник (оперировавший врач, проводившая процедуры медсест­ра и т. п.), поскольку таковые оказывали услуги не от своего имени и не на свой счёт, а от имени и на счёт организации, в рамках исполнения перед нею трудовых обязанностей; за на­рушение обязательств, ставшее следствием ненадлежащего их исполнения, или за вред, причиненный в этих рамках, отве­чает, как известно, организация-работодатель[xiii] (ст. 402, 1068 ГК). Таким образом, видно, что с материально-правовой точ­ки зрения все обстоит относительно благополучно; норм, ко­торые позволяли бы обосновать потерпевшим пациентам свои субъективные права на возмещение как договорного, так и внедоговорного вреда, причиненного ненадлежащим врачева­нием, в российском законодательстве, вроде бы, достаточно. Все упирается (как это часто бывает у нас в России) в соблю­дение этого законодательства. В неоднократно упоминавшей­ся нами статье из «Московского Комсомольца» упоминаются такие, в частности, факты, как отказы врачей провести обсле­дование, поставить диагноз, сообщить информацию о здоро­вье, выдать на руки результаты анализов, медицинскую кар ту, рентгеновские снимки; и все это на фоне откровенно бес­человечного обращения с пациентами. Как можно заставить медперсонал соблюдать много­численные права пациентов? — вопрос более социологиче­ский, чем юридический. Нормализация дел в данной обла­сти должна быть результатом взаимодействия целого ряда глобальных факторов, первыми среди которых, несомненно, должны быть названы укрепление экономического положе­ния медицинских организаций, материального благосостоя­ния их работников и повышение культурного уровня меди­цинского персонала. Мы должны с горечью признать, что одно только гражданское право здесь, увы, бессильно. Рас­считанное на регламентацию нормальных имущественных отношений, оно утрачивает значительную долю своей силы и эффективности в отношениях аномальных — правоохрани­тельных. Угроза обращения с иском о возмещении вреда, причиненного ненадлежащим врачеванием, в устах прико­ванного к постели пациента, разве что, разозлит негодяя, но не остановит. Значит, пока не произошло тех макроиз­менений, о которых мы упомянули выше, может в какой-то мере скорректировать положение дел только стремитель­ная высокопрофессиональная реакция контрольно-лицензи­онных и правоохранительных органов (в первую очередь — прокуратуры) на любые сообщения о нарушении прав чело­века медицинскими организациями. Обеспечить её могут, что называется, по определению, только средства публич­ного права. [i] Статья опубликована: Законодательство. 2003. К« 11. С. 6-12.
[ii] Пичугина Е. Концлагерь красоты // Московский Комсомолец. 2003,30 мая.
[iii] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N» 33. Ст. 1318; Собрание законодательства (СЗ) РФ. 1998. № 10. Ст. 1143; 1999. № 51. Ст. 6289; 2000. №> 49. Ст. 4740; 2003. № 2. Ст. 167; К» 9. Ст. 805. Далее— «Основы».
[iv] То есть согласие, выраженное с учетом содержания полной и досто­верной информации о состоянии своего здоровья в объеме не меньшем, чем предусмотрен ст. 31 Основ.
[v] То есть нетрудоспособных несовершеннолетних.
[vi] Страхователями неработающих граждан выступают органы исполни­тельной власти субъектов федерации и муниципальные органы по месту жительства этих граждан.
[vii] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 602; СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; 2002. № 22. Ст. 2026.
[viii] Пока мы не рассматриваем оговорку об условии предъявления таких требований; ею мы займемся ниже.
[ix] Т. е. он может освободиться от ответственности только доказав, что нарушение им обязательств стало следствием действия обстоятельств непреодолимой силы. От ответственности за просрочку оказания услуг можно освободиться также со ссылкой на вину потребителя (п. 6 ст. 28 Закона).
[x] В крайнем случае — будет изготовлен по заказу потребителя, но не продавцом, а третьим лицом (изготовителем), т. е. обретет свое реальное бытие независимо от продавца.
[xi] Разумеется, если ещё и не достигнут планировавшийся результат опе­рации (в нашем примере — не произошло увеличения длины ног), то сле­дует вести речь сразу о двух правонарушениях: (1) о нарушении обяза­тельства по договору возмездного оказания медицинских услуг и (2) о повреждении здоровья пациента как юридически охраняемого нематери­ального блага.
[xii] Особенности производства таких экспертиз установлены Положения­ми о системе ведомственного и вневедомственного контроля качества ме­дицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ, утвержденны­ми Приказом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 24 октября 1996 г. № 363/77 (Здравоохранение. 1997. № 1). См. также: Возмеще­ние вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинско­го страхования: Методические рекомендации, утвержденные Федераль­ным фондом ОМС 27 апреля 1998 г. (Текст документа содержится в БД «Гарант-Максимум»).
[xiii] Естественно, это не исключает возможности привлечения организаци­ей своего работника к материальной или дисциплинарной ответственно­сти по нормам трудового права, а также — при наличии в его действи­ях состава преступления — и к ответственности уголовной, например, по ст. 118 или 124 УК РФ.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ - ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ!

Денежным переводом (Visa и MasterCard):

Или с помощью "Яндекс-денег":

Категория: Права пациента Киров | Добавил: kirovmed (17.02.2011)
Просмотров: 1046 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Меню сайта
Теги
БЦЖ (13)
рак (2)
зуб (1)
спб (1)
Создать бесплатный сайт с uCoz