Понедельник, 13.05.2024, 03:47
Кировмед - права пациента, суд с больницей
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Поиск
Полезные сайты
Статистика
Полезные сайты
 Каталог статей
Главная » Статьи » "Закрытая" информация

Депздрав не дал денег-2010: территориальная программа медпомощи в Кировской области недофинансируется в нарушение государственных нормативов
Любимым занятием департамента здравоохранения и Правительства Кировской области в 2010 и 2011 годах было сокращать финансирование медицинской помощи по территориальной программе госгарантий в нарушение указаний Федеральной программы госгарантий бесплатной медпомощи. Прокуратура в 2010 году обжаловала незаконное постановление правительства Кировской области сначала в облсуде, потом в Верховном суде РФ. В 2010 году Прокуратура области обжаловала территориальную программу, принятую с недофинансированием в нарушение нормативов федеральногой программы медицинской помощи. Решение Кировского областного суда было проверено Верховным судом и оставлено в силе. Можно прочитать судебные акты 2010 г.


 
2010 год
 
Прокуратурой направлено в суд заявление с требованием признать отдельные положения Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории области, противоречащими федеральному законодательству
 
17 июня 2010 года Прокуратура Кировской области - http://www.prokuratura-kirov.ru/news/detail.php?ID=6979
 
Постановлением Правительства Кировской области №35/526 от 28.12.2009 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 год.
В силу ч.3 ст.3 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Судом РФ 22.07.1993 №5487-1 (далее Основы), законы субъектов РФ не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.
Положениями статьи 20 Основ определено, что граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством РФ, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами в субъектах РФ, не могут быть ниже установленных в базовой программе.
Вместе с тем, установленные в Территориальной программе Кировской области нормативы занижены, что нарушает права граждан РФ, проживающих на территории области, на получение медицинской помощи в объеме нормативов, определенных федеральной программой государственных гарантий. Вместе с тем, снижение субъектом РФ гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, предоставляемого гражданам в соответствии с федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи не допустимо, территориальные программы могут определять лишь дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не снижать их.
Кроме того, согласно абзаца 24 раздела II Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства РФ №811 от 02.10.2009, Территориальная программа должна включать в себя, в том числе перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. При этом лекарственные средства предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
Вместе с тем, Территориальная программа, утвержденная постановлением Правительства Кировской области №35/526 от 28.12.2009, не содержит перечень лекарственных средств, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпуская по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. Таким образом, предусмотрено льготное обеспечение лекарственными средствами категорий граждан, включенных в Перечень групп населения, при амбулаторном лечен которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентн скидкой со свободных цен, утвержденный постановлением Правительства РФ №8 от 30.07.1994.
В связи с тем, что протест прокурора области на данное постановление Правительства области оставлен без удовлетворения, в настоящее время направлено заявление в Кировский областной суд с требованием признать отдельные положения Территориальной программы противоречащими федеральному законодательству недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
 
Решение Кировского областного суда от 12 июля 2010 года -
 
РЕШЕНИЕ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

12 июля 2010 года г. Киров.

Кировский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Погудиной Т.С.

С участием прокурора Наймушина А.Л.

При секретаре Бобровой А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кировской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 5.2, 5.3 раздела 5, пунктов 6.1.1, 6.1.2,6.1.3, 6.1.4 раздела 6, пунктов 7.3, 7.3.1, 7.3.2 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области № 35\526 от 28 декабря 2009 года,

установил:

Постановлением Правительства Кировской области № 35\526 от 28 декабря 2009 года утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 год (далее- территориальная Программа).

Текст документа опубликован 11 января 2010 года на официальном сайте Правительства Кировской области, вступил в законную силу через десять дней после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие после 1 января 2010 года.

Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением об оспаривании некоторых положений территориальной Программы.

В обоснование заявления указал, что пункты 5.2,5.3 раздела 5, пункты 6.1.1,6.1.2,6.1.3, 6.1.4 раздела 6, пункты 7.3, 7.3.1, 7.3.2 раздела 7 территориальной Программы противоречат соответственно абзацам 3,4 раздела 4, абзацам 2,3,4,5,16.17,18 раздела 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 811 от 2 октября 2009 года (далее- федеральная Программа).

Пунктом 5.2 раздела 5 территориальной Программы установлены нормативы объема медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в размере 9,498 посещения, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования-8,484 посещения, Абзацем 3 раздела 4 федеральной Программы названные нормативы установлены в размере 9,5 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования-8,762 посещения.

Пунктом 5.3 раздела 5 территориальной Программы установлены нормативы для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров в размере 0,589 пациенто-дней, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования -0,462 пациенто-дня. В соответствии с абзацем 4 раздела 4 федеральной Программы указанные нормативы установлены в размере 0,59 пациенто-дня, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования -0,49 пациенто-дня.

Пунктом 6.1.1 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи в размере 902,65 рублей. В соответствии с абзацем 2 раздела 4 федеральной Программы, указанные нормативы установлены в размере 1710,1 рубля.

Пунктом 6.1.2 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 168,43 рубля, в том числе 135,78 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования. Абзацем 3 раздела 4 федеральной Программы указанные нормативы установлены в размере 218 рублей, в том числе 168,4 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования.

Пунктом 6.1.3 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 пациенто- день лечения в условиях дневных стационаров- 257, 58 рублей, в том числе 180, 56 рубля- за счет средств обязательного медицинского страхования. Абзацем 4 раздела 4 федеральной Программы указанные нормативы установлены в размере 478 рублей, в том числе 470,5 рублей- за счет средств обязательного медицинского страхования.

Пунктом 6.1.4 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 койко- день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в размере 954,37 рубля. В том числе 739,09 рублей- за счет средств обязательного медицинского страхования. Абзацем 5 раздела 4 федеральной Программы указанные нормативы установлены в размере 1380, 6 рублей, в том числе 1167 рублей за счет средств обязательного медицинского страхования.

Пунктом 7.3 раздела 7 территориальной Программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) в среднем в размере 5336 рублей. В том числе за счет средств обязательного медицинского страхования -3204 рубля (п.7.3.1 раздела 7), за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной) медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ- инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в пункте 3.10 раздела 3 настоящей Территориальной программы, - 2131 рубль (пункт 7.3.2 раздела 7). Абзацами 16,17.18 раздела 5 федеральной Программы указанные нормативы установлены в размере 7633.4 рублей, 4059,6 и 3573,8 рублей соответственно.

По мнению прокурора, занижение нормативов нарушает права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кировской области, на получение медицинской помощи в объеме нормативов, определенных федеральной Программой государственных гарантий.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кировской области Наймушин А.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что оспариваемые нормативные положения противоречат статье 22 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, базовым положениям Федеральной Программы. Просит суд заявление удовлетворить.

Представитель Правительства Кировской области, действующая по доверенности Кононова Е.Л., заявленные требования не признала, поддержала письменные возражения Правительства Кировской области. По смыслу Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год корректировка федеральных нормативов должна осуществляться на основе экономических расчетов, с учетом особенностей возрастно- полового состава, уровня и структуры заболеваемости. Утвержденная стоимость и расчет Территориальной программы были составлены с учетом объективных показателей в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 28 августа 2001 года 3 2510\9257-01, Федеральным фондом ОМС от 28 января 2001 года № 3159/40-1) и Министерством финансов Российской Федерации от 28 августа 2001 года № 12-03-03), информационным письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 20-0\10\2-10360 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год». В этой связи представитель находит вывод прокурора о занижении нормативов медицинской помощи, сделанный только на основании сравнительного цифрового анализа территориальной и федеральной Программ без учета экономических расчетов, не обоснованным, а заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

Представители Департамента здравоохранения Кировской области Куликова Н.В. и Братухина Н.А. с требованиями прокурора области не согласились, поддержали позицию представителя Правительства области и письменные возражения Департамента здравоохранения Кировской области. Суду пояснили, что установленные показатели снижены с учетом объективных данных и не ухудшают гарантированного уровня медицинского обслуживания населения Кировской области.

Представители Кировского областного территориального Фонда обязательного медицинского страхования Кропачева С.Ю. и Школьник Э.В. поддержали письменные возражения и просят оставить заявление прокурора без удовлетворения. Пояснили суду, что независимо от величины нормирования медицинские услуги населению области оказываются в полном объеме.

Представителем Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлены в суд два письменных отзыва. В отзыве от 29 июня 2010 года представитель указал, что в соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 21 июня 1991 года № 14 99 -1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» объем и условия оказания медицинской помощи, предусмотренные территориальными программами, не могут быть ниже установленных базовой программой. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Фонда. В отзыве от 5 июля 2010 года представитель Фонда указал, что показатели объемов медицинской помощи и финансовая составляющая территориальной программы обязательного медицинского страхования могут отличаться от показателей базовой Программы, поскольку объемы медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения и других объективных условий.

Представитель Департамента финансов Кировской области Головкова О.А. требования прокурора не признала. Суду пояснила, что территориальная Программа утверждена Правительством области в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного порядка принятия в пределах бюджетных средств и не противоречит федеральному законодательству. Программа разработана на основании письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 декабря 2009 года № 20-0\10\2-103 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной помощи на 2010 год», согласно которому рекомендуемые федеральной Программой нормативы объема медицинской помощи необходимо корректировать с учетом территориальной доступности бюджетных услуг, а также демографических особенностей региона.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 251 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 16 статьи 5 и пунктом 4 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, а к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации - разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров- Правительство Российской Федерации. На основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт- Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусмотренные территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Согласно статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В ней также предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи и установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, территориальные программы могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год (преамбула Постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 811).

Разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год установлены нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по её видам в расчете объема на 1 человека в год. Нормативы используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют:

Для амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, -9,5 посещения, в том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования- 8,762 посещения;

Для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров- 0,59 пациенто-дня. В том числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования- 0,49 пациенто- дня.

Разделом 5 федеральной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитанные исходя из расходов на её оказание и в среднем составляют:

На 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной), медицинской помощи- 1710,1 рубля;

На 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи)- 218,1 рубля, в том числе 168,4 рубля- за счет средств обязательного медицинского страхования;

На 1 пациенто- день лечения в условиях дневных стационаров-478 рублей, в том числе 470,5 рубля- за счет средств обязательного медицинского страхования;

На 1 койко- день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях -1380,6 рубля, в том числе 1167 рубля- за счет средств обязательного медицинского страхования.

Разделом 5 федеральной Программы также установлены подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, в расчете на 1 человека в год ( без учета расходов федерального бюджета), которые составляют в среднем 7633,4 рубля, из них

4059,6 рублей- за счет средств обязательного медицинского страхования;

3573,8 рубля- за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе. ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Оспариваемыми прокурором положениями территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 года изложенные выше нормативы занижены.

Так, пунктом 5.2 раздела 5 территориальной Программы установлены нормативы объема медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в размере 9,498 посещения, в том числе в рамках территориальной Программы обязательного медицинского страхования-8,484 посещения.

Пунктом 5.3 раздела 5 территориальной Программы установлены нормативы для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров в размере 0,589 пациенто-дней, в том числе в рамках территориальной Программы ОМС -0,462 пациенто-дня.

Пунктом 6.1.1 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи в размере 902,65 рублей.

Пунктом 6.1.2 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 168,43 рубля, в том числе 135,78 рубля - за счет средств ОМС.

Пунктом 6.1.3 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 пациенто- день лечения в условиях дневных стационаров- 257, 58 рублей, в том числе 180, 56 рубля- за счет средств ОМС.

Пунктом 6.1.4 раздела 6 территориальной Программы установлены нормативы финансовых затрат на 1 койко- день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в размере 954,37 рубля. В том числе 739,09 рублей- за счет средств ОМС.

Пунктом 7.3 раздела 7 территориальной Программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) в среднем в размере 5336 рублей. В том числе за счет средств обязательного медицинского страхования -3204 рубля (п.7.3.1 раздела 7), за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно- авиационной) медицинской помощи, неотложной медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ- инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, указанных в пункте 3.10 раздела 3 настоящей Территориальной программы, - 2131 рубль (пункт 7.3.2 раздела 7).

Сравнительный анализ положений федеральной и территориальной Программ позволяет суду сделать вывод о том, что положения пунктов 5.2, 5.3 раздела 5, пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4 раздела 6, пункты 7.3.7.3.1, 7.3.2 раздела 7 территориальной Программы не соответствуют положениям федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, статье 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статье 22 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами федерального законодательства территориальная Программа может определить дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи населению, но не может снижать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, поскольку такой объем является государственной гарантией.

Оспариваемые положения территориальной Программы не только противоречат федеральному законодательству, но и ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кировской области, на получение медицинской помощи в объеме нормативов, определенных Программой государственных гарантий.

Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и федеральными законами право субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование предусматривает и обязанность субъекта Российской Федерации соблюдать конституционные требования непротиворечия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, в связи с чем возражения представителей Правительства Кировской области, Департамента финансов Кировской области, Департамента здравоохранения Кировской области, Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования по делу суд находит несостоятельными.

Так, суд не может принять во внимание доводы указанных выше представителей в части того, что нормативы разработаны на основании рекомендаций Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенных в письме от 21 декабря 2001 года № 20-01\10\2-10360, что установленные федеральной Программой нормативы снижены с учетом объективных показателей в пределах бюджетных средств, выделенных на эти мероприятия и не ухудшают гарантированного уровня медицинского обслуживания населения.

Действительно, в указанном письме объемы медицинской помощи рекомендуется корректировать с учетом особенностей возврастно- полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций. Однако письмо не носит рекомендаций по снижению объемов медицинской помощи и не допускает уменьшения нормативов её оказания.

В соответствии с частью 2 статьи 253 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

На основании изложенного, суд находит требования прокурора Кировской области подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194,199 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление прокурора Кировской области удовлетворить.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 5.2, 5.3 раздела 5, пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4 раздела 6, пункты 7.3, 7.3.1, 7.3.2 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28 декабря 2009 года № 35\526 со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Кировского областного

суда Т.С.Погудина.
Определение Верховного суда РФ от 15 сентября 2010 г. N 10-Г10-11 - http://vsrf.ru/moving_case.php?findByNember=10-Г10-11 (читать на сайте ВС РФ)
 
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 8 июня 2011 г. N 10-Г11-7 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего В.Б. Хаменкова, судей Л.В. Борисовой и Е.В. Горчаковой при секретаре П.В. Алешиной рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе губернатора Кировской области на решение Кировского областного суда от 13 апреля 2011 года, которым частично удовлетворено заявление прокурора Кировской области о признании недействующими пунктов 6.1.1 - 6.1.4 раздела 6, пунктов 7.3, 7.3.1, 7.3.2 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2011 год, утвержденной постановлением правительства Кировской области от 22 декабря 2010 года N 83/665. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Звягинцевой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила: постановлением правительства Кировской области от 22 декабря 2010 года N 83/665 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2011 год (далее - Территориальная программа). Данное постановление опубликовано в изданиях "Вести. Киров", N 5(1623), 18 января 2011 года; "Кировская правда", N 5 - 6 (24857), 20 января 2011 года. Разделом 6 Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь. Так нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в среднем составляют: на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год, и 1064,94 руб. -финансовое обеспечение в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год, в том числе 930,31 руб. - за счет средств ОМС (при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год) (пункт 6.1.1); на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 182,04 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год, в том числе за счет средств ОМС 169,5 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 167,38 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год (пункт 6.1.2); на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478,0 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 366,67 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год, в том числе за счет средств ОМС 470,5 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 359,46 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год (пункт 6.1.3.); на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 1123,79 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год, в том числе за счет средств ОМС 1167,0 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 1077,77 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год (пункт 6.1.4.). Пунктом 7.3 Раздела 7 данной Территориальной программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета), которые составляют в среднем 7633,4 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 6071,5 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое осуществляется в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год, из них: за счет средств ОМС - 4102,9 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 4509,0 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год (пункт 7.3.1). За счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание специализированной скорой (санитарно-авиационной) медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, наркологических заболеваниях, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации Территориальной программы ОМС, указанных в пункте 3.8 раздела 3 указанной Территориальной программы, - 3530,5 руб. - при условии финансирования в ходе исполнения федерального, областного бюджетов, бюджета Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 финансовый год и 1562,5 руб. - финансовое обеспечение Территориальной программы в части обязательств Кировской области, осуществляемое в объемах, предусмотренных в консолидированном бюджете и бюджете государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования на 2011 год (пункт 7.3.2). Прокурор Кировской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 6.1.1 - 6.1.4 раздела 6, пунктов 7.3, 7.3.1, 7.3.2 раздела 7 названной выше Территориальной программы, ссылаясь на ее противоречие разделу V Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782. По мнению прокурора, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Территориальной программой, существенно занижены по сравнению с соответствующими показателями федеральной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год (далее - федеральная Программа), что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Кировской области, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в федеральной Программе. Решением Кировского областного суда от 13 апреля 2011 года заявление прокурора Кировской области частично удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 6.1.1 - 6.1.4 раздела 6, пункты 7.3, 7.3.2 раздела 7 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2011 год, утвержденной постановлением правительства Кировской области от 22 декабря 2010 года N 83/665. В кассационной жалобе губернатор Кировской области ставит вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В соответствии с пунктом 16 статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится в частности разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования. В силу положений статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", вступающей в силу с 1 января 2012 года, к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования. Согласно статье 6 указанного Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, также вступающей в силу с 1 января 2012 года, к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится, в том числе утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. В силу статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782. Разделом V федеральной Программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с федеральной Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют: на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи - 1710,1 рубля; на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (включая оказание неотложной медицинской помощи) - 218,1 рубля, в том числе 169,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 рублей, в том числе 470,5 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования; на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях - 1380,6 рубля, в том числе 1167 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования. Подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, установлены в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и составляют в среднем 7633,4 рубля, из них: 4102,9 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования; 3530,5 рубля - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в последнем абзаце раздела III Программы. Разделом I федеральной Программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования), в которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных федеральной Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. Из содержания оспариваемых положений Территориальной программы следует, что данной программой установлено два вида показателей нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения: одни показатели представляют собой обязательства Кировской области, следовательно, подлежат обязательному обеспечению, второй же вид показателей обеспечивается лишь при наличии соответствующего финансирования в ходе исполнения бюджетов различных уровней. При этом сравнительный анализ положений федеральной и Территориальной программ государственных гарантий свидетельствует о том, что субъектом Российской Федерации нормативы финансовых затрат в той части, обеспечение которой, как указано в Программе, является обязательством субъекта, установлены в размере ниже, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782. Учитывая, что в силу требований Основ законодательства об охране здоровья граждан и Федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2011 год принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные программы должны соответствовать положениям федеральной Программы, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предусматривать лишь дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи гражданам, вывод суда об обоснованности доводов прокурора о противоречии оспариваемых положений пунктов 6.1.1 - 6.1.4 раздела 6, пунктов 7.3, 7.3.2 раздела 7 Территориальной программы требованиям федерального законодательства является правомерным. По тем же основаниям Судебная коллегия не может согласиться с утверждениями в кассационной жалобе о том, что Кировская область вправе устанавливать в Территориальной программе лишь такие показатели нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевых нормативов, финансовое обеспечение которых может быть гарантировано субъектом Российской Федерации. При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Кировского областного суда от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу губернатора Кировской области - без удовлетворения.
 
 
 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ - ПОДДЕРЖИТЕ САЙТ!

Денежным переводом (Visa и MasterCard):

Или с помощью "Яндекс-денег":

Категория: "Закрытая" информация | Добавил: kirovmed (22.12.2011)
Просмотров: 833 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Меню сайта
Теги
БЦЖ (13)
рак (2)
зуб (1)
спб (1)
Создать бесплатный сайт с uCoz